В половине страховых компаний и в трети банков, проверенных ЦБ во время контрольных закупок, нарушались права клиентов при оформлении электронных полисов ОСАГО и кредитов. Результатами первых ревизий регулятора поделился с «Известиями» глава службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута.
По его словам, в мае — июне 2019 года сотрудники регулятора провели 24 проверки в 12 страховых компаниях и 25 контрольных мероприятий в пяти банках. Так, в половине контрольных закупок в страховых фирмах были найдены нарушения при оформлении полисов ОСАГО через Интернет. Среди банковских филиалов проблемы обнаружили в 32% случаев во время заключения кредитных договоров. Также обнаружены отказы предоставить заем без оформления страховки, что может повлиять на процентную ставку, рассказал Мамута и подчеркнул, что для проверки выбрали организации, в которых был потенциально высокий риск нарушений.
При этом мера наказания зависит, например, от количества отделений, где выявлены нарушения, и от скорости их исправления, подчеркнул Михаил Мамута. По итогам контрольных закупок выносятся штрафы в соответствии с КоАПом (для страховых) и законом о ЦБ (для банков), пояснил он.
Крупнейшие кредитные организации и страховые компании сообщили, что относятся к контрольным закупкам позитивно, поскольку эта процедура позволяет оперативно выявить и исправить проблемы при обслуживании клиентов. Таким образом проверяют отношение к покупателю и доступность услуг, а также выявляют практики недобросовестных продаж — мисселинг, отметили там.
По словам экспертов, от субъективной оценки финансовые и страховые компании защищены инструкциями ЦБ. Во время дистанционной проверки должны фиксироваться изображения с датой, временем и другими данными о контрольном мероприятии. А если поднадзорная организация не согласна с результатами контрольной закупки, она может направить в ЦБ возражения.
Комментарии
Вопрос-что делает ЦБ для того чтобы подобных нарушений не было? На все жалобы ЦБ дает стандартные отписки.
Да. ЦБ обращает внимание только на большое количество жалоб! Поэтомму надо стараться собирать больше обращений, а там и СМИ подтянутся.
Так, всего 5 банков проверили